Строение клеток бактерий 5 класс

Оболочки клетки

Большинство бактерий имеет три оболочки:

  • клеточная мембрана;
  • клеточная стенка;
  • слизистая капсула.

Непосредственно с содержимым клетки – цитоплазмой, соприкасается клеточная мембрана. Она тонкая и мягкая.

Клеточная стенка – плотная, более толстая оболочка. Её функция – защита и опора клетки. Клеточная стенка и мембрана имеют поры, через которые в клетку поступают необходимые ей вещества.

Многие бактерии имеют слизистую капсулу, которая выполняет защитную функцию и обеспечивает слипание с разными поверхностями.

Именно благодаря слизистой оболочке стрептококки (один из видов бактерий) прилипают к зубам и вызывают кариес.

Цитоплазма

Цитоплазма – это внутреннее содержимое клетки. На 75% состоит из воды. В цитоплазме находятся включения – капли жира и гликогена. Они являются запасными питательными веществами клетки.

Рис. 1. Схема строения бактериальной клетки.

Нуклеоид

Нуклеоид означает «подобный ядру». У бактерий нет настоящего, или, как ещё говорят, оформленного ядра. Это значит, что у них нет ядерной оболочки и ядерного пространства, как у клеток грибов, растений и животных. ДНК находится прямо в цитоплазме.

  • сохраняет наследственную информацию;
  • реализует эту информацию, управляя синтезом белковых молекул, характерных для данного вида бактерий.

Отсутствие истинного ядра – самая важная особенность бактериальной клетки.

Органоиды

В отличие от клеток растений и животных, бактерии не имеют органоидов, построенных из мембран.

Но клеточная мембрана бактерий в некоторых местах проникает в цитоплазму, образуя складки, которые называются мезосомой. Мезосома участвует в размножении клетки и обмене энергии и как бы заменяет мембранные органоиды.

Единственный органоид, имеющийся у бактерий – рибосомы. Это маленькие тельца, которые размещены в цитоплазме и синтезируют белки.

У многих бактерий есть жгутик, с помощью которого они перемещаются в жидкой среде.

Формы бактериальных клеток

Форма клеток бактерий различна. Бактерии в виде шара называются кокками. В виде запятой – вибрионами. Палочкообразные бактерии – бациллы. Спириллы имеют вид волнистой линии.

Рис. 2. Формы клеток бактерий.

Бактерии можно увидеть только под микроскопом. Средние размеры клетки 1-10 мкм. Встречаются бактерии длиной до 100 мкм. (1 мкм = 0,001 мм).

Спорообразование

При наступлении неблагоприятных условий бактериальная клетка переходит в спящее состояние, которое называется спорой. Причинами спорообразования могут быть:

  • пониженные и повышенные температуры;
  • засуха;
  • недостаток питания;
  • опасные для жизни вещества.

Переход происходит быстро, в течение 18-20 часов, а находиться клетка в состоянии споры может сотни лет. При восстановлении нормальных условий бактерия за 4-5 часов прорастает из споры и переходит в обычный режим жизнедеятельности.

Рис. 3. Схема образования споры.

Размножение

Бактерии размножаются делением. Период от рождения клетки до её деления составляет 20-30 минут. Поэтому бактерии широко распространены на Земле.

Что мы узнали?

Мы узнали, что, в общих чертах, клетки бактерий подобны клеткам растений и животных, они имеют мембрану, цитоплазму, ДНК. Основным отличием бактериальных клеток является отсутствие оформленного ядра. Поэтому бактерии называют доядерными организмами (прокариотами).

Конспект урока по биологии 5 и 6 класса.

Клетки бактерий имеют чрезвычайно малые размеры. Поэтому изучение их строения началось только с изобретением электронного микроскопа. Существует разделение бактерий по форме клетки

  1. Шарообразные – кокки (например, стафилококк – Может вызывать у человека гнойные воспалительные процессы почти во всех органах и тканях). Если они лежат беспорядочно, их называют микрококками.
  2. Палочковидные – бациллы (например, кишечная палочка). Могут образовывать споры, образуется более плотная оболочка, благодаря которой могут выдерживать перепады температур, как бы впадая в анабиоз – замедление жизнедеятельности!
  3. Виброны (в форме запятой) – (например, холерный вибрион).
  4. Спириллы (сильно изогнутые бактерии)
Читайте также:  Дискомфорт в молочной железе при климаксе

Просмотр содержимого документа
«Бактериальная клетка»

Бактериальная клетка. Строение бактерий. Жизнедеятельность бактерий.

Приветствуем класс! После появившейся тишины – здороваемся и садимся

Сегодня урок биологии будем вести МЫ….

Ребята, вспомните, какие царства живой природы?

(животные, растения, грибы, бактерии)

Так вот сегодня мы поговорим о бактериях!

Впервые бактерии увидел в оптический микроскоп и описал в XVII веке Антони Ван Левенгук. В середине XIX в. Луи Пастер открыл болезнетворные свойства бактерий, а также связал их со многими хозяйственно важными процессами (например, порчей продуктов питания). Медицинская микробиология получила развитие в трудах Роберта Коха. Он сформулировал общие принципы определения возбудителя болезни. В 1905 году он был удостоен Нобелевской премии за исследования туберкулёза. Изучением бактерий занимается наука бактериология.

Бактериальные клетки окружены плотной оболочкой, благодаря которой сохраняют постоянную форму. Эта оболочка упругая как автомобильная шина, состоит из вещества муреина (от лат. – стенка) По составу и строению клеточные оболочки бактерий существенно отличаются от растений и животных.

Снаружи оболочка может быть покрыта ещё и слизистой капсулой. Бактериальная клетка по строению похожа на растительную клетку и состоит из цитоплазмы, вакуоли с клеточным соком и оболочки. Оформленного ядра, (как у растений) у бактерий нет, а наследственный материал распределен в цитоплазме.

Клетки бактерий имеют чрезвычайно малые размеры. Поэтому изучение их строения началось только с изобретением электронного микроскопа. Существует разделение бактерий по форме клетки

Шарообразные – кокки (например, стафилококк – Может вызывать у человека гнойные воспалительные процессы почти во всех органах и тканях). Если они лежат беспорядочно, их называют микрококками.

Палочковидные – бациллы (например, кишечная палочка). Могут образовывать споры, образуется более плотная оболочка, благодаря которой могут выдерживать перепады температур, как бы впадая в анабиоз – замедление жизнедеятельности!

Виброны (в форме запятой) – (например, холерный вибрион).

Спириллы (сильно изогнутые бактерии)

Из органоидов следует отметить жгутики (страница 31 рисунок), с помощью которых бактерии движутся. Вращаясь со скоростью 3000 об/мин, они тянут за собой бактериальную клетку. Например, вибрион холеры может смещаться на 3 тысячи длин своего тела в одну минуту (если бы человек двигался с такой скоростью, то он проходил бы за один час 20-30км). Жгутиков может быть до нескольких десятков, и они могут располагаться по всей поверхности тела или находится на одном конце клетки в виде пучка жгутиков.

Способы питания (на доске схемой)

Автотрофы – зеленые и бесцветные, у зеленых питание осуществляется путем бактериального фотосинтеза за счет солнечной энергии. У бесцветных (так как пластид с хлорофиллом нет) питание происходит за счет энергии окисления неорганических соединений, этот процесс называется хемосинтез.

Сапрофиты – питаются мертвыми органическими веществами, то есть остатками тел животных и растений.

Паразиты – поселяются на живых растениях и животных

Бактерии обнаружены везде: в капле даже самой чистой родниковой воды. В крупинках почвы, в воздухе, на скалах, в полярных снегах, в песках пустынь, в добытой с огромных глубин нефти и даже в воде горячих источников с t+80°С. Бактерии переносят высушивание, сильные холода, нагревание до 90°С, не теряя при этом жизнеспособности.

Вопросы к классу: (ребята делают предположения)

Как вы думаете, почему бактерии – одноклеточные, просто организованные организмы – существуют в природе как и высокоорганизованные организмы как животные?

Большая скорость размножения в благоприятных условиях;

Образование спор как способ переживания неблагоприятных условий.

Размножаются бактерии чаще всего путём деления одной бактериальной клеткой на две. Одна бактериальная клетка может за 10 суток при нормальных условиях может воспроизвести количество клеток, по объему равное объему нашей планеты.

Читайте также:  Вызвать месячные горячей ванной отзывы

Вопросы к классу: (ребята делают предположения)

почему опавшие листья гниют?

– Почему весной и летом бактерии особенно активны?

Хотя бактерии настолько малы, что даже не видны невооруженным глазом, фактически весь облик Земли создан ими. Еще в прошлом веке французский ученый Луи Пастер понял, что без микроорганизмов гниения и брожения, превращающих органику в неорганические соединения, жизнь на Земле стала бы невозможной. Именно они замыкают круговорот веществ на нашей планете, поставляя зеленым растениям необходимые для их питания вещества.

А теперь проверим: (ученики отвечают устно)

Каково строение бактерий?

Какую форму могут иметь бактерии?

Какие бактерии являются сапрофитами, а какие – паразитами?

Как размножаются бактерии?

Домашнее задание: § 5

Для желающих получить отдельную оценку!

Можете заложить дома опыт. Взять две пол-литровые банки. В одну налить 200 г кипяченого молока, в другую – свежего. Подписать в какой банке, какое молоко. Банки плотно закрыть крышками, оставить при температуре около 20º С или чуть выше. Наблюдение проводить 3-4 дня.

Идёт приём заявок

Подать заявку

Для учеников 1-11 классов и дошкольников

Описание презентации по отдельным слайдам:

Восстановите текст, найденный в выброшенной на берег бутылке. Самый простой увеличительный прибор-…. Прибор, дающий увеличение в сотни, тысячи раз-….Главные части микроскопа-….Для рассмотрения объекта под микроскопом готовят…. Все живые организмы состоят из…. В состав клеток входят…… и …… вещества. Белки, жиры, углеводы относятся к … веществам. Вода и минеральные соли относятся к …… веществам. Клетки бактерий отличаются от клеток растений и животных тем, что в клетках бактерий отсутствует…..

Ученик на уроке изучал устройство микроскопа и делал соответствующие подписи к рисунку. Какие детали микроскопа на рисунке он обозначил буквами А,Б,В? А Б В

Содержание различных химических элементов в клетке. Водород 10% Кальций 1% Азот 3% Углерод 17% Кислород 68% Другие 1%

Ученики проводили опыты для выяснения наличия различных веществ в семенах растений. В одном из опытов они очистили грецкий орех, немного измельчили его семена, выложили их на бумагу и надавили сверху. На бумаге появились пятна, как будто лист намок. Объясните, о наличии каких веществ в семенах грецкого ореха свидетельствует полученный в опыте результат. Задача

Строение бактериальной клетки.

Работа в парах. Верите ли Вы, что… 1 …..бактерии сложно устроены? 2 …….бактерии состоят из одной клетки? 3 ….бактерии могут передвигаться с помощью длинных жгутиков или коротких ворсинок? 4 …..все бактерии имеют одинаковую форму? 5 …..бактерия покрыта плотной клеточной оболочкой? 6 …..бактерии образуют споры? 7 ….. в результате жизнедеятельности бактерий сформировались месторождения нефти, природного газа?

Задачи урока 1.Изучить строение клеток бактерий. 2.Выяснить формы и размеры бактерий. 3.Узнать о распространении и значении бактерий.

Место обитания бактерий

Разнообразие внешнего строения бактериальных клеток 2 3 4 ? ? ? ? кокки бациллы вибрионы спириллы 1

Зарисуйте и подпишите формы бактерий. кокки спириллы вибрионы бациллы

Задание. Прочитайте текст &16 «Строение бактериальной клетки» Самопроверка. Обведите правильные ответы. 1)Заголовок текста: 1.Строение растительной клетки. 2.Значение бактерий. 3.Строение бактериальной клетки. 4.Распространение бактерий.

2)Определите верные суждения. 1.Бактерии передвигаются с помощью длинных жгутиков или коротких тонких ворсинок. 2.В бактериальной клетке есть ядро. 3. Бактерии- многоклеточные организмы. 4.У некоторых бактерий вырабатывается дополнительный защитный слой слизи-капсула. 5.Отсутсвие оформленного ядра- признак, по которому все бактерии объединяют в царство Бактерии.

3) Дополните предложение 1.Основной признак бактериальной клетки-……… 2.Оболочка, состоящая из прочного вещества и выполняющая защитную и опорную функцию называется… 3.Через мембрану обеспечивается поступление ……………. веществ и выход в окружающую среду ………. отсутствие ядра клеточная оболочка питательных продуктов обмена

Самопроверка. Выставляем оценку в листе учёта знаний. Критерии: 8 правильных ответов- 5б. 7 правильных ответов- 4б. 5-6 правильных ответов-3б. 4 правильных ответов- 2б.

Читайте также:  Как определить тренировочные схватки ощущения

Строение бактериальной клетки цитоплазма мембрана оболочка капсула ядерное вещество жгутики

Определите термины, относящиеся к строению бактериальной клетки. Ядро, плазматическая мембрана, капсула, ядерное вещество, цитоплазма, клеточная оболочка, ложноножки, глаза. Определите правильный порядок защитных оболочек бактериальной клетки от периферии к центру? капсула клеточная оболочка мембрана

Сравнение. Выявите признаки схожести и различия. животная клетка растительная клетка

Приём-“INSERT”(метод активного чтения) I – interactive – самоактивизирующая N – nothing – маркирующая S – system – система E – effective – для эффективного R – reading and – чтения и T – thinking – размышления «V» – уже знал(а) «-» – новое «?» – думал(а) иначе

«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы 1.Что образуют некоторые бактерия при неблагоприятных условиях? 1.С какой целью образуются у бактерий споры? 2.Верно ли, что основная роль бактерий в природе- разрушение растительных и животных остатков? 2.Предположите, что произойдёт на Земле, если исчезнут бактерии. 3.Согласны ли Вы, что бактерии могут быть причиной вспышки опасных заболеваний? 3.Объясните, в результате чего сформировались месторождения нефти, газа.

Гнилостные бактерии- клостридиум Дизентерийная палочка Туберкулёзная палочка

Верите ли Вы, что… 1 …..бактерии сложно устроены? 2 …….бактерии состоят из одной клетки? 3 ….бактерии могут передвигаться с помощью длинных жгутиков или коротких ворсинок? 4 …..все бактерии имеют одинаковую форму? 5 …..бактерия покрыта плотной клеточной оболочкой? 6 …..бактерии образуют споры? 7 ….. в результате жизнедеятельности бактерий сформировались месторождения нефти, природного газа? Вз.пр.

Взаимопроверка. Выставляем оценку в листе учёта знаний. Критерии выставления оценки: 6 правильных ответов- «5» 5 правильных ответов- «4» 4 правильных ответа – «3» 2-3 правильных ответа-«2» 1 2 3 4 5 6 3 2 2 3 2 2

До урока: Не знал(а)… Не понимал(а)… Не мог(не могла) представить… Сейчас: Выяснил(а)… Выучил(а)… Познакомился(а)… Запомнил(а)…

Выберите знак, соответствующий значимости для Вас материала изученного на уроке.

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

  • Коробчук Татьяна ВасильевнаНаписать 1690 17.02.2018

Номер материала: ДБ-1209928

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте "Инфоурок".

Пройдя курс Вы получите:
– Удостоверение о повышении квалификации;
– Подробный план уроков (150 стр.);
– Задачник для обучающихся (83 стр.);
– Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
– БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
– Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте "Инфоурок"!

    17.02.2018 166
    17.02.2018 635
    17.02.2018 1594
    17.02.2018 964
    17.02.2018 559
    17.02.2018 2426
    17.02.2018 534
    17.02.2018 369

Не нашли то что искали?

«творческая работа с детьми от 3 до 10 лет»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector