Общие признаки характерные для всех инфекционных заболеваний

Эффективность противоэпидемических и профи­лактических мероприятий в эпидемическом очаге зна­чительно повышается, когда этому способствует свое­временное выявление каждого случая инфекционной болезни. Отсюда следует, что все педагоги должны знать ранние, характерные признаки инфекционных заболеваний и последовательность действий при выяв­лении инфекционного заболевания в школе.

В основу современной классификации инфекци­онных заболеванийположен путь передачи заразного начала. Вкаждом отдельном случае механизм зараже­ния человека может быть реализован любым из не­скольких путей. Самостоятельное значение имеют следующие механизмы заражения:

1. Воздушно-капельные инфекции (аэрогенный, аэ­розольный механизм заражения);

2. Желудочно-кишечные инфекции (фекально-ораль­ный механизм заражения);

3. Гематогенные инфекции (кровяной механизм зара­жения);

4. Контактные инфекции (контактный механизм за­ражения);

5. Смешанные инфекции (разные механизмы заражения).

Начало и развитие любого инфекционного заболе­вания проявляется симптомами общей интоксикации организма, а также локальной, местной симптомати­кой, то есть признаками поражения тех органов кото­рые главным образом и в первую очередь вовлекаются в развитие инфекционного процесса при данном забо­левании.

Признаки общей интоксикации:

• общая слабость, повышенная утомляемость, чувст­во разбитости, потеря работоспособности и сниже­ние интереса к происходящему;

• ломота в суставах и мышцах;

• тяжесть в голове, головная боль, головокружение;

• озноб, охлаждение конечностей и повышение тем­пературы тела;

При нарастании интоксикации указанные симпто­мы усиливаются и могут сопровождаться рвотой, рас­стройством сознания и судорогами.

Локальная симптоматиказависит от особенностей инфекционного процесса, от нарушения функции тех органов и систем, которые поражаются в первую оче­редь и главным образом при данном инфекционном заболевании. Так, при кишечной инфекциина первый план выступают симптомы поражения желудочно-ки­шечного тракта: потеря аппетита, тошнота, рвота, рас­стройство кишечника (частый жидкий стул), схватко­образные боли в животе, вздутие живота, урчание в животе.

При воздушно-капельных, респираторных инфек­циях уже с самого начала наблюдаются: чихание на­сморк, кашель, осиплость голоса, першение и боль в горле. Эти признаки могут сопровождаться покрас­нением лица и шеи, появлением элементов пятнистой сыпи (экзантемы) на теле. Картина инфекционной эк­зантемы обычно настолько специфична, что позволяет поставить диагноз почти безошибочно.

При появлении признаков инфекционного заболе­вания следует вызвать врача, а не пытаться идти к вра­чу в поликлинику, поскольку инфекционное заболева­ние заразно для окружающих. По этой же причине нельзя идти в школу с признаками начинающегося или уже развившегося заболевания.

Действия учителя при выявлении инфекционного заболевания в школе.В случае обнаружения в классе ученика с симптомами инфекционного заболевания педагог должен сразу принять все необходимые меры, чтобы уменьшить возможность распространения ин­фекции в школе и ускорить оказание квалифициро­ванной медицинской помощи заболевшему. В подоб­ных обстоятельствах педагогу следует предпринять ряд последовательных действий:

1. Изолировать больного от окружающих (например, отвести в медицинский кабинет под наблюдение медицинской сестры);

2. Оказать больному первую медицинскую помощь,

3. Обеспечить наблюдение и уход за больным до при­бытия врача;

4. Вызвать врача, обслуживающего данное учрежде­ние, либо неотложную помощь (по обстоятельст­вам);

5. Сообщить о случившемся директору школы;

6. Вызвать родителей для препровождения ребенка домой на амбулаторное лечение или для сопровож­дения бального в инфекционную больницу;

7. Попытаться установить причину заболевания и ус­транить дальнейшее ее воздействие на детей, если это возможно;

8. Определить круг лиц, которым непосредственно угрожает опасность заболевания, чтобы в первую очередь наблюдать за состоянием их здоровья;

9. По прибытии врача информировать его о вероят­ных причинах заболевания и о принятых к данному времени мерах; при этом необходимо помнить, что время, требующееся для прибытия врача и оказа­ния неотложной помощи больному, полностью за­висит от точности названных координат детского учреждения и от ответственности лиц, встречаю­щих санитарный транспорт;

10. Обеспечить точное выполнение всех указании вра­ча и работников санитарно-противоэпидемической группы; обеспечить выполнение режима карантина и проведение дезинфекционных мероприятий,

11. Провести в классе беседу и разъяснить детям при­чины возникшего заболевания, рассказать о его на­чальных признаках, о методах предупреждения заболевания и правилах оказания первой помощи за­болевшему; следует объяснить детям, какими путя­ми инфекция может передаваться от больного к здоровому, особо подчеркнуть, что при появле­нии подобных симптомов необходимо сразу же об­ратиться к педагогу или медицинскому работнику, чтобы не допустить распространения инфекцион­ного заболевания среди окружающих и ускорить начало лечения.

Таким образом, раннее выявление случаев инфек­ционного заболевания, своевременная изоляция забо­левших, применение методов дезинфекции, а также строгое выполнение требований режима карантина и налаженная иммунопрофилактика способствуют предупреждению возникновения и распространения инфекционных заболеваний в организованных кол­лективах. При этом большое значение имеет воспита­тельная санитарно-просветительная работа педагога с учащимися. Внимательное наблюдение педагога за изменениями поведения, настроения, самочувствия ребенка помогает обнаружить первые признаки начи­нающегося заболевания. Для педагога, который видит ребенка ежедневно, эти изменения особенно заметны.

Читайте также:  T gondii igg

Понятие «инфекционный процесс», «инфекционная болезнь»иформы их течения. Классификации инфекционных болезней.

Инфекция – проникновение микроорганизма в другой организм с последующим взаимодействием при определенных условиях.

Инфекционный процесс – совокупность физиологических (защитных) и патологических реакций, возникающих в ответ на воздействие патогенного микроорганизма.

Инфекционная болезнь – крайняя степень развития инфекционного процесса, проявляющаяся различными признаками и изменениями в организме биологического, химического, клинического характера.

Инфекиионная болезнь – тот инфекционный процесс при котором имеются клинические признаки, типичный морфологический субстрат и реакция иммунной системы, сопровождаемая накоплением специфических антител на проникший возбудитель.

В клинической практике врач может сталкиваться с ситуациями, когда больной может быть инфицирован, но в организме отсутствуют инфекционный процесс и клинические проявления инфекционной болезни («носительство и его варианты»). С другой стороны, у больного может быть инфекционный процесс без признаков клинических проявлений инфекционной болезни (разные варианты инфекционного процесса – инапарантная инфекция, персистирующая инфекция).

Структура ответа. Здоровое (транзиторное), острое (реконвалесцентное), хроническое бактерионосительство.

Здоровое (транзиторное) бактерионосительство – при этом виде носительства отсутствуют клинические и патоморфологические признаки инфекции и специфическое антителообразование (прим. – при кишечных инфекциях).

Острое реконвалесцентное – выделение возбудителя до 3 месяцев в исходе инфекционной болезни (прим. – при кишечных инфекциях).

Хроническое бактерионосительство – выделение возбудителя (персистирование) свыше 3 месяцев в исходе инфекционной болезни (прим. – при тифо-паратифозных инфекциях, менингококковой инфекции).

Принципы (клинические и эпидемиологические) классификации инфекционных болезней.

Классификация.Эпидемиологический и клинический принципы формирования классификационных признаков. Эпидемиологическая и клиническая классификации.

Эпидемиологический принцип основан на учете источника инфекции и механизмов (путей) передачи (распространения) инфекции. Имеется несколько источников инфекции: человек – антропонозные инфекции, животные зоонозные инфекции и внешняя среда – сапронозные инфекции.

Выделены следующие механизмы передачи:

1. Фекально-оральный механизм

• контактно-бытовой пути передачи

3. Трансмиссивный – укусы кровососущими насекомыми (вши, блохи, комары, клещи).

4. Контактный (прямой, непрямой).

5. Вертикальный (трансплацентарный).

Клинический принцип – все инфекционные заболевания можно разбить на группы, согласно основного механизма их передачи. Выделены следующие группы инфекций:

1.Кишечные (дизентерия, сапьмонеллез, холера и др.)

2. Дыхательных путей (корь, ветрянная оспа, грипп и др.)

3. Трансмиссивные (кровяные) – малярия, сыпной тиф, клещевой энцефалит и др.

4. Наружных кожных покровов (рожа, столбняк, бешенство и др.)

5. Врожденные (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция и др.)

Клиническая классификация учитывает многие классические подходы, существующие в других дисциплинах, что позволяет классифицировать инфекционные болезни на следующие виды:

1. типичные (манифестные и др.) и атипичные (стертые, и др.);

2. локализованные (носительство, кожные формы) или генерализованные (септические);

3. другие (в зависимости от наличия наиболее демонстративного клинического признака: желтушные, безжелтушные, с высыпанием – экзантемой и др.) или ведущего клинического синдрома: диареи, ангины, лимфаденопатии и др.);

4. по степени тяжести –

6. по осложнениям

• неблагопритный (хронизация, летальный исход)

Основные признаки инфекционных болезней: этиологический, эпидемиологический, клинические и их характеристика.

Инфекционный больной в отличие от соматического характеризуется 4 критериями:

Суть этиологического критерия состоит в том, что нет инфекционной болезни без возбудителя. Этиологический критерий позволяет выявить наличие микроорганизмов (бактерий, в том числе риккетсий, микоплазм, спирохет, хламидий, вирусов, простейших, грибков и др.), способных вызвать инфекционную болезнь. Определенный возбудитель вызывает характерную только для него клиническую картину. Важное значение имеет количественная (инфицирующая доза) и качественная (патогенность, вирулентность, тропность и др.) характеристики этиологического фактора, влияющее на развитие, течение и исход инфекционной болезни.

Больной является источником инфекции и представляет опасность для окружающих.

Эпидемический процесс — непрерывная цепь последовательно возникающих и взаимосвязанных между собой инфекционных заболеваний с клинически выраженной или стертой картиной, сопровождающихся выходом возбудителя во внешнюю среду в определенных социальных и природных условиях. Сущность эпидемического процесса состоит во взаимодействии возбудителя-паразита и человека-хозяина на популяционном (видовом) уровне.

Восприимчивость человека (населения) к инфекционным болезням принято выражать индексом контагиозности. Индекс контагиозности равен делению числа заболевших на число восприимчивых. Он колеблется в широких пределах (1 — при кори, 0,2 — при дифтерии).

Суть критерия: инфекционная болезнь характеризуется периодичностью, стадийностью, фазностью и цикличностью течения в отличие от общесоматических болезней. Цикличность течения это смена периодов, строго следующих друг за другом: инкубационный (скрытый), продромальный, разгар болезни, реконвалесценция. Каждый из этих периодов имеет свою характеристику, знание которой необходимо для постановки диагноза, определения варианта и объема терапии, правил выписки и сроков диспансерного наблюдения. Длительность инкубационного периода зависит от вирулентности возбудителя, массивности инфицирующей дозы, преморбидного иммунологического статуса. При выяснении сроков заражения необходимо знать минимальную и максимальную длительность инкубационного периода. Так, например, при брюшном тифе минимальный инкубационный период составляет 7 дней, максимальный 25 дней, однако в клинической практике средние сроки инкубационного периода чаще колеблются от 9 до 14 дней. Продолжительностью инкубационного периода руководствуются при определении сроков карантина, проведении профилактики внутрибольничных инфекций, при допуске переболевших в коллективы после перенесенного заболевания.

Читайте также:  Пайпель биопсия эндометрия или гистероскопия

Продромальный период имеет свои клинические особенности. При ряде заболеваний симптомокомплекс продромального периода настолько характерен, что позволяет выставить предварительный диагноз (катаральный продром длительностью 4-5 дней для кори; катаральный, диспепсический, астеновегетативный, артралгический или смешанный синдром в преджелтушном периоде для вирусных гепатитов; продромальная «раш» сыпь, боли в крестцовой области, первичная волна лихорадки для натуральной оспы.

Наиболее ярко клинические особенности проявляются в период разгара болезни. В большинстве случаев врачу приходится наблюдать манифестные формы болезни, которые имеют свою специфичность. В первую очередь это относится к инфекционным болезням, которые сопровождаются экзантемой, энантемой, ангиной, полиаденопатией, желтухой, гепатоспленомегалией, диареей и др.

Суть критерия состоит в том, что вследствие перенесенного инфекционного заболевания формируется иммунитет. Иммунитет — способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел и веществ, несущих на себе признаки генетической чужеродности. На основании его организм человека и животного в борьбе за постоянство своего биологического «я» на внедрение возбудителя отвечает целой системой специфических и неспецифических факторов иммунитета, контролируемых генетическими механизмами. Одной из главных особенностей, характеризующих иммунологический критерий при инфекционных болезнях, является специфичность иммунного ответа по отношению к возбудителю вызвавшему заболевание. Стереотипность иммунологичесих реакций с одной стороны, и специфичность с другой, позволяют использовать ряд серологических маркеров иммунного ответа в качестве диагностических тестов. Внедрение в практику методов иммуноферментного анализа (ИФА), амплификации нуклеиновых кислот (ПНР и др.) дало возможность проводить скрининговые иммунологические исследования при многих инфекционных заболеваниях и четко дифференцировать острую фазу болезни, носительство, затяжное и хроническое течение. Для острой фазы болезни характерно накопление в сыворотке крови специфических по отношению к возбудителю антител класса IgM, в то время, как обнаружение в крови антител класса IgG свидетельствует о перенесенном инфекционном процессе (РAST-инфекция). Иммунитет после перенесенного заболевания может быть стойким, пожизненным (ветряная оспа, корь, краснуха) или же нестойким, непродолжительным, видо- и типоспецифическим (грипп, парагрипп). Он подразделяется на антимикробный (брюшной тиф, паратифы А и В), антитоксический (дифтерия, ботулизм), противовирусный (натуральная оспа, клещевой энцефалит) и др. Формирование иммунитета возможно в результате естественной «дробной» иммунизации при контакте с инфекционными больными. Активная профилактическая иммунизация позволяет сформировать активный поствакцинальный иммунитет. Создание коллективного иммунитета с охватом 95 и более процентов населения позволяет при некоторых инфекциях свести заболеваемость к единичным случаям (дифтерия, полиомиелит) и даже к полной их ликвидации (натуральная оспа).

Инфекционная патология имеет множество возбудителей, она поражает детей и взрослых. Вирусы, бактерии, грибы, простейшие, прионы вызывают все многообразие заразных проблем.

Залог успешного лечения любой болезни – это быстрая диагностика. Какие признаки инфекции являются отличительными? Какие симптомы сопровождают инфекционные процессы? Подробно поговорим об этом в нашей статье.

Что общего у всех инфекций?

Инфекционные болезни – это самая обширная группа заболеваний. Но, несомненно, все эти патологии имеют общие черты.

Перечислим характерные признаки вирусной инфекции.

  1. Инфекционные болезни заразны. Они передаются от человека к человеку, обуславливая их широкую распространенность. Заразность характерна для большинства вирусных инфекций (грипп, риновирусы, ротавирусы), бактериальных инфекций (дифтерия, коклюш).

Не всегда для передачи инфекции требуется больной человек. При некоторых заболеваниях инфекционных агент попадает в организм с пищей, водой, через укусы насекомых (тиф, бруцелез, сальмонелез).

  1. Наличие инкубационного периода также является неотъемлемым признаком инфекционного заболевания. Период инкубации – это время от попадания заразного агента в организм до появления первых симптомов заболевания. Длительность этого периода бывает различной. От 1-2 дней при гриппе и ОРВИ, до 10 лет при ВИЧ.

Время инкубационного периода определяется агрессивностью агента и характером иммунного ответа организма.

  1. Для всех инфекционных заболеваний характерна определенная цикличность протекания. После периода инкубации наступает продрома (общие неопределенные признаки инфекции), позже ее сменяет разгар заболевания и в конценаступает исход (организм справляется с заразным агентом или наступает смерть). По этой схеме можно описать любую инфекцию начиная от гриппа и заканчивая СПИДом и гепатитом.
Читайте также:  Вероятность беременности при овуляции

Клиническое проявление вирусных инфекционных болезней

Инфекционный агент, попадая в организм, определяет клиническую картину заболевания. Далее опишем наиболее общие симптомы и синдромы при инфекциях, вызываемых вирусами.

Синдром лихорадки. Лихорадка является характерным признаком вирусной инфекции. Без подъема температуры протекают только легкие формы ОРВИ. Чаще всего такое течение болезни характерно для взрослых. Обычно вирусные инфекции сопровождаются субфебрильной лихорадкой (до 38 °C). Если температуры поднимается выше 39 и 40 °C, то это признак тяжелой болезни. Гектическая лихорадка сопровождает такие инфекции, как грипп, инфекционный мононуклеоз. При вирусных заболеваниях температура держится не более 2 недель.

Сыпь. Сыпь при вирусных инфекциях возникает часто. Она может носить везикулярный характер (герпес, ветряная оспа, опоясывающий лишай), распространяться пятнами (краснуха, корь), иметь розеолезный вид (энтеровирусные инфекции). Высыпания чаще появляются у детей, чем у взрослых.

Интоксикация. Инфекционный агент, попавший в организм, выделяет токсины, отравляющие клетки тела. К признакам вирусной инфекции относятся головная боль, тошнота, слабость, адинамия, потеря аппетита. Выраженность интоксикации зависит от серьезности вирусного заболевания. Сильнее от нее страдают дети. У взрослых, как правило, вирусные инфекции протекают легче.

Менингеальный синдром. Вирусные инфекции часто осложняются мозговыми симптомами. Опасные менингиты возникают при гриппе, энтеровирусной инфекции. У детей менингиты возникают на порядок чаще, чем у взрослых.

Диарея. Диареи при вирусах носят осмотический характер. Стул обильный, водянистый, без примеси кала и крови. Чаще всего пищеварительную систему поражают норавирусы и ротавирусы.

Энтеровирусные инфекции очень тяжело протекают у детей. При развитии обезвоживания требуется срочная госпитализации.

Признаки женских инфекций

Все половые инфекции также вызываются инфекционными агентами. Среди них хламидиоз, гонорея, сифилис, генитальный герпес, трихомониаз. ИППП одинаково часто поражают мужчин и женщин. Но женский пол чаще склонен к бессимптомному течению таких инфекций. Какие признаки позволят заподозрить дамам наличие заразного агента? Поговорим об этом далее.

Неприятные симптомы в области половых органов – это сигнал для любой женщины. При появлении следующих знаков необходимо срочно обратиться к врачу и пройти перечень рекомендованных обследований. Признаки инфекционных заболеваний у женщин – это:

  1. Зуд и жжение в области половых органов.
  2. Гиперемия вульвы или ануса.
  3. Боль или неприятные ощущения во время секса.
  4. Наличие различных высыпаний на половых органах (пузырьки, язвы).
  5. Выделения и неприятный запах.
  6. Паховый лимфаденит.
  7. Частые циститы.
  8. Боль внизу живота.

Не откладывайте диагностику, ведь половые инфекции имеют массу неприятных последствий.

Хламидиоз вызывают мелкие бактериоподобные агенты. У женщин хламидии – это причина воспаления шейки матки, яичников. Хроническое течение этой инфекции приводит к образованию спаек (сращений) в маточных трубах. У женщин хламидийная инфекция является главной причиной развития бесплодия.

Сифилис. Бактерия Treponemapallidum проникает в организм человека через половые органы (при традиционном контакте) или через слизистую рта и ануса. В месте проникновения образуется плотный безболезненный рубец. При отсутствии лечения болезнь переходит во вторичную и третичную стадию. При этом поражаются внутренние органы, и может наступить смерть.

У женщин вероятность заражения сифилисом при незащищенном половом акте выше, чем у мужчин.

Гонорея. Возбудитель гонореи – гонококк (Neisseriagonorrhoeae).Он легко передается от человека к человеку при любых видах незащищенного полового акта. У женщин симптомы гонореи начинаются с боли и жжения при мочеиспускании. Гонококк поражает мочевыделительный канал, вызывая сильные воспалительные изменения с выделением гноя и лихорадкой. У мужчин также поражается уретра. Воспаление может перейти на простату. Такова картина болезни у взрослых. У детей, родившихся от инфицированных матерей, появляются гнойные конъюнктивиты.

Трихомониаз. Эта болезнь часто протекает в стертом виде, особенно у женщин. Симптомы бывают слабовыраженными. Они включают в себя боль при коитусе, гноеподобные выделения, болезненное мочеиспускание и покраснение половых органов. У женщин появляется неприятный запах из влагалища.

Генитальный герпес. Болезнь имеет вирусного возбудителя. Вызывается вирусом герпеса 2 типа. Вирус герпеса реагирует на напряженность иммунитета, при попадании в организм пожизненно сохраняется нервных ганглиях. Клиника генитального герпеса – это мелкая везикулярная сыпь на половых органах, зуд, лимфаденопатия (увеличение регионарных лимфоузлов). Особенно опасен герпес для беременных женщин, он вызывает тяжелые заболевания плода.

Будьте бережны и внимательны к своему здоровью – выберите подходящего вам врача и запишитесь на приём по телефону: 8 (499) 969-20-36 (для жителей Москвы и Московской области).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector